- Богоискательство
-
БОГОИСКА́ТЕЛЬСТВО — обозначение духовно-нравств. исканий либеральной рос. интеллигенции, составлявших религ.-филос. сторону "русского духовного Ренессанса" кон. 19 — нач. 20 в. Б., с одной стороны, восприняло, претворило и своеобразно продолжало духовные традиции рус. культуры 19 в.: лит-ры (зрелый Пушкин, Гоголь, Достоевский, Л. Толстой), религ. философии и философии истории (славянофилы, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, Н. Ф. Федоров), богословия (Бухарев, Несмелов, Тареев). С др. стороны, оно, как и вообще "духовный Ренессанс", было причастно тому культурному подъему и обновлению, к-рый переживала на рубеже веков вся Европа. Непосредств. идейный источник Б. — философия Вл. Соловьева, от осн. положений к-рой (софиология, метафизика всеединства, учение о богочеловечестве, теургия и пр.), так или иначе наследуя их, оспаривая или вовсе отвергая, "отправлялись" все богоискатели. Были богоискатели от лит-ры и эстетики (Вяч. Иванов, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, Н. М. Минский) и даже специально от лит. критики (А. Л. Волынский), от политэкономии и социализма (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, С. Л. Франк), от богословия (В. В. Зеньковский, В. Экземплярский), от естествознания (П. А. Флоренский), от быта и семьи (В. В. Розанов). До разного доходили в Б.: кто — до "христианства Третьего Завета" (петерб. гр. богоискателей), кто — до обновленного внецерк. православия (москвичи), а кто — всего лишь до реформ в лоне правосл. церкви (киевляне), — и, равно провозглашая "новое религиозное сознание", разно понимали его. При всей условности термин Б. фиксирует единственно общее между всеми его адептами: радение о Боге и при этом неудовлетворенность традиц. православием. Тесное единение между богоискателями возникло (за одним исключением — софиологии) не на сходстве собственно филос. воззрений, а определялось либо личными обстоятельствами (группа Мережковского), либо одинаковым отношением к событиям обществ. жизни России ("веховцы"). Первый центр Б. — Пб., где 29 нояб. 1901 открылись Религ.-филос. собрания (РФС), на к-рые сходились представители правосл. духовенства (в т. ч. будущий патриарх Сергий) и интеллигенции (в т. ч. художники: А. Н. Бенуа, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, И. Е. Репин). 5 апр. 1903 РФС были закрыты постановлением Св. Синода. "Кафедрой" петерб. богоискателей стал ж. "Новый путь", формально возглавляемый П. П. Перцовым, а фактич. руководимый Мережковским. В 1904 он привлек к сотрудничеству группу прежних "легальных марксистов", уже успевших в сб. "Проблемы идеализма" (М., 1902) и "От марксизма к идеализму" (СПб., 1903) заявить о своем участии в религ.-филос. исканиях. Быв. "легальные марксисты" — ядро моск. группы богоискателей, уходя от социализма, склонялись к индивидуализму. В 1909 Бердяев, Булгаков, Струве, Франк участвовали в сб. "Вехи", в предисловии к к-рому говорилось, что общей платформой его авторов "является признание внутр. жизни личности единств. творч. силой человеч. бытия". В 1906 в Москве по инициативе Булгакова учреждено религ.-филос. об-во (РФО) им. Вл. Соловьева. С 1907 заметную роль в нем играл переехавший в Москву Бердяев, в 1908 к об-ву примкнули Флоренский, Франк, Б. Ф. Эрн. В 1907 РФО возникло и в Пб. Там первое положение занимали Мережковский, Философов, А. В. Карташов, Вяч. Иванов; чл. его были все наиб. влиятельные богоискатели, жившие в обеих столицах: Бердяев, Булгаков, Розанов, Струве, Туган-Барановский, Франк, Эрн, Н. О. Лосский. Появились РФО также в Киеве, Тифлисе, Рыбинске, Ярославле, Нижнем Новгороде и др. городах. Самым значит. было киевское об-во (Зеньковский, Экземплярский, А. Закржевский и др.). Киев. богоискатели считали себя принадлежащими к ист. православию и рус. церкви, и их целью было стать "критич. фактором внутри церкви". Весной 1917 предпринята попытка созвать общерос. съезд РФО, не осуществл. из-за разногласий между лидерами об-в. После окт. 1917 РФО прекратили существование. Последним очагом Б. в России стала моск. Вольная академия духовной культуры, созд. в 1918 Бердяевым. Деят-ность Академии прекращена в 1922 высылкой ее руководителей за границу, где она возобновилась уже как Религ.-филос. академия сначала в Берлине, с сент. 1925 — в Париже; в ее рамках издается ж. "Путь" — осн. орган рус. религ. мысли. Б. можно рассматривать как компромисс между мирскими устремлениями интеллигенции и верой — из боязни, что без религии в делах обществ. устройства не устоишь против "грядущего хама" (выражение Мережковского), не убережешь интеллигентских "алтарей и очагов". Поиск наилучших форм соц. устроения, т. е. собирание сокровищ земных и стяжание если не богатства, то удобства, упование на собств. разумение и силы оставались императивом интеллигенции, к-рый она хотела освятить, представить задачей религиозной. Подчеркивая и развивая одни эл-ты христианства в ущерб другим, Б. заменило веру в Богочеловека поклонением богочеловечеству, вместо религии индивид. спасения предлагая культ общего дела (в мире и по-мирски) и на место церкви как земной области "царства не от мира сего" ставя "религиозную общественность", принадлежавшую "Царству кесаря", и стремясь не к духовному преображению каждого человека, а к практич. совместному преобразованию мира.
Лит.: Зап. Петерб. религ.-филос. собрания: (1902—06). СПб., 1906; Зап. С.-Петерб. религ.-филос. об-ва. СПб., 1908—16. Вып. 1—4.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.